Хибины 2024

Спустя год с лишним я в компании снова отправился гулять по заснеженным горам Хибин в слегка обновлённом составе. В этом году добраться до вокзала было проще, так как Ладожская недавно открылась после капитального ремонта.

Отпуск уже был взят, так что целая неделя приключений ждала меня впереди.

И 8 марта, в международный женский день, поезд №12 повёз нашу компанию в Апатиты. По пути на промежуточных станциях я выходил и фотографировал ночную платформу.

В три ночи мы вышли на платформу в Петрозаводске и пофоткались рядом с паровозом.

После этого уже можно было ложиться спать. На следующий день в 17:50 поезд прибыл на станцию Апатиты-1.

Оттуда на трансфере мы доехали на квартиру в Кировске, где и разместились. Вид оттуда открывается на горнолыжную трассу.

По сравнению с прошлым годом температура воздуха около нуля, но снега ещё много. По ощущениям как будто обычный снежный март.

10 марта

Лайтовый день. Как и в прошлый год, идём в городскую трещину.

Там ходим в связках, вспоминая этот навык. А потом уже идём вверх по склону.

Как и в прошлом году, там снова занимается школа микста, лазают по скалам.

В этот раз температура около нуля и снег мокрый. Налипает на кошки даже с антиподлипом.

Лучше поглядеть фотки, чем описать как мы спокойно поднялись наверх, пофоткались и спустились вниз.

Ну и в дополнение к завершению дня, построили иглу.

В этот раз иглу вышло выше и с большим уклоном. Почти построили крышу, но немного промахнулись с архитектурой и не смогли укрепить блоки для завершения крыши.

На этом и остановились.

11 марта

Наконец-то подъем в 4 утра. Ради этого я лёг в 22, и даже свет люстры в общей комнате не помешал погрузиться в объятия Морфея.
Выход в 5:45, чтобы успеть на остановку, куда первый автобус приезжает в 5.57. В этом году, кстати, мы сняли жилье в центре Кировска. Раньше мы могли выйти из дома и сразу дойти до Тирваса через поле Умецкого. Сейчас нужно ехать на автобусе.
Удивило, что под маршрутный автобус здесь приспособили туристический автобус типа «Неоплан». Необычно видеть, как подъезжает к остановке такой автобус и ты через центральную дверь влезаешь. Внутри деловито ходит кондуктор и обилечивает.
Выгрузились на остановке и средним темпом дошли до Тирваса. Утро ранее и ветер сильный. Там по снежной дороге направились к ледяным фонтанам, именуемым в народе «писюнами». Дорога туда в отличие от прошлого года поделена на две части: одна предназначена для снегоходов, другая — для туристов (но иногда на ней можно встретить машину). Удобно, не надо на обратном пути шугаться грохочущих снегоходов.

Дошли до «писюнов» и по прямой дороге направились к броду. Брод ничуть не изменился: такие же камни, такая же вода и такая же толстая шуба снега на противоположном берегу. Уже оттуда мы прошли буквально полкилометра и начали восхождение. Маршрут шёл к вершине Тахтарвумчорр и трудностей к восхождению нам добавлял рыхлый снег. Идёшь и нога пролетает на полметра вниз. В итоге, ползёшь на коленях, чтобы не проваливаться.

Поднялись за час. За время подъёма порывы ветра достигали 15 м\с. Временами встречались трудные участки с твёрдым настом. Приходилось бить ступеньки ледорубом. Поднялись на место, очень подозрительно напоминающее выход с маршрута «Расщелина».

Там уже надели кошки, обвязки и связались верёвками. Подкрепились бананом и чаем. Теперь мы готовы идти дальше. В связках начали подниматься на хребет к вершине Тахтарвумчорр по юго-восточному отрогу. Подъем длился полтора часа, под конец сил уже почти не было. Когда вышли к кулуару Откола, расположились рядом, открыли яму, чтобы ветер не так сильно дул. И уже там пообедали. Какое счастье сидеть в теплом пухане и кушать бутеры с чаем.

Программа дня на этом не закончена. Нужно по традиции перелезть перемычку кулуара и подняться наверх. Разворачивание сего действа заняло полчаса, пока все (точнее, кто захотел) оказались на площадке.

Пофоткались. И перелезли обратно. Теперь предстоял путь домой. Но путь безопаснее, так что можно снять обвязку. Сил как бы оставалось на то, чтобы просто пройти до перевала Географов и с него спуститься до брода. К часу дня ветер стих и идти было полегче. Однако путь местами был чутка трудноват из-за твёрдого наста и рыхлого снега, куда неожиданно проваливалась нога. Зато спустились быстро — за полчаса где-то.

На перевале сняли кошки и конечно же пофоткались. Красота неописуемая — стены скал высятся, как будто древние великаны застыли здесь, любуясь окружающими пейзажами.

Вдоволь насмотревшись и нафоткавшись, начали спуск. Буквально за полчаса дошли до брода. Группа немного растянулась во время спуска — кто-то спускается быстрей, кто-то шаг за шагом сходит вниз. Так как мне не в первой спускаться с таких склонов, я попробовал глиссирование — спуск как на лыжах. Но снег не позволял скользить, так что пришлось только быстрым шагом спускаться вниз.

Внизу перешли брод, дошли до фонтанов, и оттуда до Тирваса. А там и рукой подать (на самом деле нет, далеко всё равно) до остановки автобуса, который умчит нас домой. На остановку вышли в 17:02.

А в автобусе за наши рюкзаки потребовали доплаты как багаж.
Дома скинул мокрые вещи и наконец-то расслабился. День выдался тяжёлым, прошёл около 30 тысяч шагов.

12 марта

Сегодня программа развлечений включала в себя поход к маршруту Расщелина категории 2А. Подъем в 4 утра, завтрак, сбор рюкзака, выход в 5:45, чтобы успеть на автобус. Кондуктор в автобусе нас уже узнала, только места нам не зарезервировала 🙂
Путь до начала маршрута, такой же как и вчера — пешком от остановки школа №2, через поле до Тирваса, оттуда по дороге до реки Вудьяврйок, где расположены ледовые фонтаны, и прямой путь до брода. Перешли брод и идём тем же путем, что и вчера, по склону метров 500. А затем уже поднимаемся до начала маршрута по относительно пологому склону. В этот раз окружающая температура не -20, а всего -5, но и это холодно, если стоишь без дела. А без дела, по опыту, предстояло постоять не один час. Зная это, я заранее дома заправил бензином каталитическую грелку и теперь надел её на шею. Включать её пока не стал, так как впереди около 300 метров подъёма на 50 метров.

Все надели обвязку, кошки, вооружились ледорубом и пошли наверх — к началу маршрута Расщелина.

В этот раз мы решили пойти не так как в прошлый раз — сразу завернуть к полке по крутому уклону под 60 градусов, а пойти траверсом, заходя к этой полке по более пологому маршруту. Идея хорошая, так как и тратится меньше сил на преодоление более пологого склона, и не так страшно участникам. Склон действительно более пологий и его можно спокойно пройти ногами. Однако было как-то решено провесить перила, и по ним подниматься.

На перила ушло две верёвки и куча времени на то, чтобы их провесить. Ну и ещё, чтобы по ним дойти до той самой полки перед расщелиной. Здесь я начал догадываться, что подъем будет дольше обычного, так что запустил грелку. Так, постепенно продвигаясь по перилам, группа в количестве 13 человек поднималась к полке.

Я был в числе последних, так что видел, что нас сзади, как в прошлом году, нагнала двойка альпинистов. Они намекнули нам на то, что существует некий чат, а котором альпинисты договариваются о том, кто какой маршрут лезет. Мы вежливо поблагодарили за совет. Двойка предложила идти параллельно нашей группе, и мы пропустили их вперёд. А сами начали готовится к подъему. По ощущениям прошло часа 2, прежде чем мы начали подъем по перилам.

Где-то там ползёт двойка альпинистов

К этому времени, мы изрядно продрогли и радостью было хоть как-то двигаться. Продвигаемся по перилам, снимаем станции, и потихоньку подходим к полке, откуда вся группа уходит наверх через ту самую Расщелину. На станциях стоим ждём, пока идущие впереди освободят место на следующей. И так в составе трех человек мы подошли к начальной точке. Ещё параллельно с нами двигалась двойка альпинистов.

В общем, грелка грела, и стоять было не так грустно, как в прошлом году. На пути на станцию перед подъёмом в расщелину, нас предупредили, что станция хлипкая, и уже один из двух её элементов срывался. И типа лезьте аккуратнее, и лучше вообще не нагружайте верёвку. Последовав этому совету (а там идти было в принципе легко ногами), я поднялся к станции и увидел, что ничего страшного там нет (ну вообще увидел сначала страшное — один френд, который еле еле цеплялся за скалу, одна закладка, которая немного шевелилась в трещине скалы и ещё другая закладка, которая стояла прочно).

Подошёл момент подъёма. На фотографии видно, что сначала идёт подъем на 70 градусов, через небольшие камни. Преодолевается на жумаре и ногами. Ничего сложного. А вот последняя треть маршрута представляет из себя огромную каменную пробку, что нависает над тобой. Зацепиться за камень никак. Здесь нужно враскоряку по стенкам подняться наверх, ставя ноги в распор.

И так потихоньку-помаленьку поднимаешься вверх. В прошлый раз я каким-то чудом залез на этот камень, но практически без сил, потому что всё время подъёма висел рукой на жумаре, не отдыхал и не использовал ноги для подъёма. В этот раз я решил сделать всё по правильному, и подъем сложного участка занял у меня минут 5 где-то. Конечно выдохся, конечно устал, да ещё и несколько часов на холоде дали о себе знать.

Хотелось есть. Теперь можно было подняться к ребятам, ждущим наверху, и попить сладкого чаю с бутербродами.

После меня оставалось пройти маршрут ещё двоим (а альпинисты давно его прошли и ушли дальше), так что я думал, что ещё 15 минут и начнём собираться. Однако, дело осложнилось застрявшим френдом (устройство крепления к скале через трещины — прим. ред.). Его пытались вытащить полчаса. Подступались и так и эдак, но, в итоге, его пришлось оставить в скале. Печально, но что поделать. Команда собралась и начала спускаться вниз по тому же маршруту, по какому мы поднимались вчера. Спускаться конечно оказалось быстрее и никаких провалов в снег не случалось.

А дальше всё стандартно: брод, поле, фонтаны, дорога, снова поле и наконец остановка автобуса, что отвезёт нас домой. Дома я завалился спать и проспал до ужина.
Завтра предстоял маршрут Суровая женщина на гору Юкспорр. Сил на конец дня уже практически не было, и я как чувствовал, что завтра в 4 утра я не встану.

13 марта

В 4 утра я, на удивление, смог встать, но в состоянии, когда ленивец кажется мне гепардом. Так что я анализировал своё состояние и собирал рюкзак. По итогу решил не идти, так как там я уже был и пошёл спать.
Участники вернулись часа в 4 дня, и маршрут был чутка сложнее, чем в прошлом году, когда мы спускались по дамскому маршруту. На этом 13 марта завершилось. 13 марта ещё была баня, и в этот раз мы полноценно посидели 3 часа. И легли спать в 23. На 14 марта был запланирован поход на Иксы, который я пропустил в том году.

14 марта

После бани от 13 числа, некоторых распарило так, что к походу на Иксы мы пошли без одного участника. Мне-то было хорошо, я вчера ещё выспался и чувствовал себя свежим и полным сил.
Подъем в 4 утра дался легче и уже на пути к началу маршрута я бодро шёл в самом начале группы.
Старт на маршрут Икс там же, где и на Расщелину, только начинается раньше. Та же подготовка, то же снаряжение, то же настроение. Хотя не, настроение бодрое, а всё потому, что я выспался. В отличие от большинства, которое в таком темпе жило четвёртый день. Как они ещё двигались, для меня остаётся загадкой.

Маршрут по Иксам

Сам маршрут представляет из себя крутой подъем по снегу до скал. Далее, вдоль скалы до полки, где ещё как-то можно пройтись и далее подъем по кулуару до самого конца маршрута. Выглядит не так сложно (хотя это смотря с какого ракурса смотреть). На всём пути маршрута ставим точки, на которых и страхуемся. Передвигаемся в связках по два-три человека.
Погода для такого восхождения пока была благоприятной — дул небольшой ветерок, со скал сыпался снег с участниками. Шучу, с одним участником.

Так по стеночке по скале связки двигались по маршруту. Первая двойка ставила закладки и френды, последняя — их снимала. В последней двойке оказался я, притом я ещё был уверен, что у нас будет тройка, так что вторую часть верёвки по быстрому закрепил на поясе, чтобы не убирать в рюкзак. Однако, руководитель, увидев как срывается один участник, решил подстраховаться и пошёл помогать той связке. Так что я с мотнёй верёвки шёл весь путь. В дальнейшем это причиняло некоторые трудности.
Подошла наша очередь лезть наверх. Поднялся ветер, пошёл снег, стало не так комфортно. Иногда порывы ветра достигали 15 м\с. В таких условиях я подошёл к первой точке. Она была образована одним скальным крюком, вбитым в трещину скалы. На точке заботливо был оставлен ледовый инструмент, чтобы с его помощью можно было выбивать крючья. Снял первую точку. Иду к следующей. Впереди неприятный участок скалы, где снега внизу очень мало, и кошки можно сказать, вгрызаются в скалу. Под ногами уклон в 70 градусов, и приходится осторожно шаг за шагом прощупывать почву под ногами. Меня конечно страхуют, но сорваться приятного мало. Помогает ледовый инструмент, который своим загнутым крюком цепляется за неровности скалы и позволяет не сорваться, пока ноги судорожно ищут точку опоры.
Трудный участок пройден, впереди вторая точка. На каждой точке я кричу, чтобы идущий впереди участник связки остановился и дал мне эту точку снять. Так и идём. На какой-то точке я застрял, потому что закладка была уж очень хорошо вбита в щель. Помог, как всегда, ледовый инструмент.
Местами за перегибами и рельефом скалы не видно участника, и приходится несколько раз кричать и вслушиваться в команды.
Метель усиливается, снег временами просто заваливает, приходится стоять и ждать затишья, чтобы не сдуло.
Прошли половину маршрута, оказались на горизонтальной полке, на которой ещё можно удобно стоять. Впереди кулуар, ограниченный скалами с двух сторон. Идти будет не так страшно. Но неудобнее, потому что снег валит всё сильнее. На пути встречается точка с застрявшим в скале френдом. Понадобилось 20 (двадцать) минут на то, чтобы его вытащить с помощью молотка и чьей-то матери. Ибо он распрямился так, что никак его не вытащить стандартным тянущим усилием за рычажок. Приходилось бить его, выкорчевывать как ломом, тянуть и дёргать во все стороны.
Связки впереди уже давно достигли конца маршрута и благополучно спустились вниз, где ждали нас.

Тот самый застрявший френд

Ну а после того застрявшего френда вытаскивать остальные было легче. Последний участок пути представлял собой небольшой каменистый участок крутизной градусов 30, по которому можно было пройти, распирая руками стенки.
Так я вышел на вершину, с меня сняли все элементы точек, что я забирал с собой и мы пошли вниз к ожидающим нас товарищам.
Прохождение маршрута Икс завершилось. Пурга всё ещё мела, когда мы приехали в город. Так что на завтрашний день было решено никуда не лезть, а посвятить это день культурной программе — посетить Ботанический сад.

15 марта

На выходной день (так как сохраняется повышенная лавиноопасность от метели накануне) мы решили немного окультуриться и посетить Ботанический сад. Более полное название — Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н. А. Аврорина КНЦ РАН

Мимо него мы всегда проходили, когда шли к скалам. Он расположен в Тирвасе. Теперь путь у нас не такой далёкий.

Заходим за ворота с надписью и идём до красного домика — жилища основателя сада-института Н. А. Аврорина.

Заходим внутрь и покупаем билеты на экскурсию. Стоимость на одного человека — 500 рублей. Во время экскурсии нам рассказывают историю возникновения сада, показывают как далеко он раскинулся: от озера Большой Вудьявр, по реке Вудьяврйок и до скал на запад от сада. На территории заповедника обитают зайцы, белки, есть рысь, видели даже медведицу ближе к горам. Из фауны здесь высажено большое количество растений и деревьев, часть из которых предварительно акклиматизировали. Для подробностей можно поглядеть на сайте pabgi.ru.
Экскурсия продолжалась, нам показали как деревья противостоят встречным ветрам: так ели из-за налетающего ветра и обледенения не растут в ту сторону и растут только с одной стороны в иголках, как по тем же ёлкам, из-за наста, как наждаком срезающего ветки и иголки, можно определить среднюю высоту наметённых сугробов. В этом году снега выпало мало, сугробы еле достигают полутора метров высотой.

А вот и оранжерея. Попасть из холодного солнечного дня в жаркую влажную атмосферу оранжереи — как нырнуть в холодный бассейн из бани — на контрасте чувствуешь, что попадаешь в джунгли. А ещё на входе растёт огромная финиковая пальма, высотой около 5 метров, ради которой даже поднимали крышу оранжереи, чтобы пальма не уперлась в потолок и не умерла от недостатка пространства для роста. Некоторые растения в оранжерее ядовитые, и экскурсовод предупреждает об этом.

Встречаются удивительные деревья, как Архонтофеникс Каннингема, у которого годовые кольца видны снаружи — дерево растёт вверх, накладываясь корой на нижние слои. Получается, что возраст дерева можно определить сразу визуально.

Трахикарпус форчуна — пальма, которая может пережить кратковременные заморозки.
Длинный ствол до потолка на фотографии — это не дерево — это трава.

Бутылочки, повешенные на растениях и деревьях, содержат хищных клещей, которые уничтожают клещей обычных, вредящих растениям.

Экскурсия продлилась всего лишь час, по оранжерее походить удалось от силы минут 5. Растений там огромное количество, произрастают диковинные виды, плоды которых по вкусу напоминают грушу и клубнику.

На этом культурная программа была закончена. Можно было сходить в бассейн неподалёку, или посетить деревню ледовых фигур (как и в прошлом году).

Но мы отправились домой, так что оставалось только собрать вещи и уложить их в рюкзак, не помяв гостинцы и сувениры. А на следующий день нас обратно в Санкт-Петербург увезёт поезд.
Сборы завершились, все маршруты, что были намечены, пройдены. Все вернулись целыми и невредимыми, полными впечатлений и воспоминаний от пройденных испытаний.