Хибины 2023

По следам заметок в телеграм канале

Всё началось с того, что на начало марта у меня был запланирован отпуск, чтобы вдоволь походить по заснеженным сопкам гор, что располагаются близ Кировска Мурманской области. Нам обещались легкие восхождения на вершины, баня и вообще полный культур-мультур. Сложно было не поддаться на такие обещания райских кущ, да и по снежным вершинах я ходил максимум в парке, когда катался на санках. Горы не считаются, я в это время ещё высоко не забирался, и максимум были снежники да н\к перевалы вперемешку с 1А (Иркиз например).Так что я забил на работе отпуск на указанное время и стал готовиться. Точнее даже не стал, а стали: выезжали в область на снежные тренировки в составе команды, кто пойдёт шагать по приэльбрусью в июле.

Для ленивых — программа минимум выполнена, я не пожалел, что побывал в Хибинах (хоть и в окультуренном варианте), и «незабываемые очучения» надолго останутся в памяти. Программа максимум наверное перенеслась на следующий год. До следующей зимы так сказать…

4 марта

В общем, коротко сказка сказывается, да не скоро дело делается. Но вот наступило 4 марта и я отправился в Хибины. Отправление от Ладожского вокзала, одноимённая станция метро которого как раз закрылась на капитальный ремонт в этот день. Сложностей доехать это не вызвало, только пришлось попотеть с рюкзаком в троллейбусе. Дошёл до вокзала какими-то окольными путями. Не часто там бываю, так что немного заблудился в поисках входа. Он оказался рядом с трамвайными путями. Поднялся, нашёл всех наших.

Подали поезд к платформе. Состав двухэтажный, мы на первом этаже. Купе, как купе — обычные, только полок наверху нет, так что рюкзаки все кладут под нижние сиденья. Станция назначения — Апатиты, где через двадцать часов езды мы и выгрузились. Недалеко от вокзала нас ждал трансфер до квартиры, где мы будем жить до двенадцатого числа, каждый день посещая разные места для «забав» и «веселья».

5 марта

На поезде проехали станцию Полярный круг. То есть пересекли полярный круг. Тут место где бывает полярный песец… день и полярная ночь.

К шести вечера прибыли в Апатиты.

Возле вокзала нас ждал трансфер до квартиры. Остальная часть участников отправилась в Куэльпорр ночевать в домиках в спальниках. Загрузили в прицеп машины все рюкзаки и поехали до квартир.

Выгрузились из машины, взяли рюкзаки и пошли заселяться.

Живём в двух квартирах — на первом и четвёртом этажах. Я оказался в списке людей, обитающих на четвёртом, откуда открывается прекрасный вид на гору.

Пока разбирали вещи и осваивались в жилище, нас снизу позвали на ужин, приготовленный заранее приехавших участником. А после ужина закупились в пятёрочке на завтрак и обед.

Бонусом после ужина было северное сияние, ради которого можно было немного помёрзнуть.

6 марта

День первый, он же третий. Смотря как считать. Будем считать первым.

Сегодня по планам было доехать до района «городской щели» и поваляться там в снегу. Походить в связках и прочие увеселения.

Отправились утром в 8 часов. Температура на улице -23. Все одели пуховики и дошли до остановки. Ждали автобуса недолго. На нем доехали до центра Кировска. Там уже было рукой подать до нашего места назначения.

Пока шли от автобуса до места назначения, я заметил какие всё-таки тут огроменные сугробы. Прям вот как в детстве, когда ты играешь в «царя горы». Для жителей заполярья такое не редкость, а вот для тех, кто живёт в более мягком климате такое уже в диковинку.

Пришли, обвязались, экипировались и по склону в связке спустились вниз, страхуя друг друга. В связке — это когда два или три участника связаны верёвкой и устойчиво закрепляясь на поверхности, ждут когда пройдёт второй участник, не позволяя ему в случае чего скатиться вниз.

Немножко побегали в горку, с горки. Начали строить иглу. Пока строили, заметили на склоне новоприбывших студентов КТУ (клуб туристов университета спбгу), которых муштровали, заставляя снимать и надевать рюкзаки, надевать кошки и делать прочие однообразные дела.

Мы же тем временем, собрали иглу на скорую руку и отправились в «щель» — небольшое ущелье в склоне горы. Там можно заметить тренирующихся альпинистов, лазающих по склону ущелья. Нашей целью было дойти до конца ущелья, запечатлеть красивые виды города и спуститься вниз, снова используя связки.

Виды города запечатлели, с крутого склона, используя ледорубы как точки страховки, спустились, и потихоньку пошли вниз. Спустились до нашего иглу, превратились в цивильных людей и на этом тренировка была закончена.

Можно было свободное время посвятить обходу города, посещению музея и прочего. Что мы и сделали, по пути зайдя в хорошее кафе грузинской кухни Гамарджоба. После посетили исторический музей Апатит. Обойти весь его за два часа невозможно, и это ещё третий этаж был закрыт.

Альпинистские кошки. Изготавливались предприятием ВС ДСО профсоюзов. Имеют 10 зубьев. передняя пара зубьев укорочена и отогнута вперёд. Использовались сотрудниками Цеха противолавинной защиты при подъёме по горным склонам.

Вышли из музея, я купил сувениры и мы отправились домой. В вечернем небе висела полная луна и на фоне часов музея создавала шикарный кадр. Как тут было не заснять.

А вот завтра трудный день и надо вставать в 4 утра. Так что легли пораньше — в 10 вечера

7 марта

День второй наших приключений. Сегодня программа развлечений включала в себя поход к перевалу Географов.

Путь второго дня пути

Выход в шесть утра и двигаемся к месту, откуда начинаем подниматься — цирк Ганешина.

Перейдя по камням брод — проходим в небольшой лесистый участок.

Уклон подъёма небольшой — около 30 гр. Деревья заканчиваются и начинается восхождение к перевалу и битье ступеней. До перевала дошли за час двадцать.

Там нас встретила собака, которая очень надеялась на еду или что там ещё бывает у туристов. Мы на добрые глаза не поддаёмся и надеваем кошки с обвязкой.

Проходим через перевал Географов и сворачиваем на северо-запад (или поворачиваем направо). Впереди путь по маршруту Откол до вершины Тахтарвумчорр южный.

По пути наверх понимаем, как мы устали и встав у одного укрытия от ветра даже решили пообедать, но сообща (в лице руководителя) пришли к мнению, что обедать лучше на вершине.

Так до туда и дошли. От ветра и для стоянки выкопали яму в снегу. Пообедали. Собака, кстати, всё время бежала рядом с нами и ей, кажется, было не особо тяжело подниматься.

Думаю, это из-за того, что она не несла рюкзак на спине. Но, тем не менее, собаке досталась доля сала и хлеба от наших припасов.

А после обеда было решено немного полазать через Откол по снежной перемычке. Без рюкзаков, просто так. Сделали станцию на ледорубах, провесили верёвки и гурьбой перешли на противоположный участок.

К тому моменту следом за нами подошла группа альпинистов из Москвы, которые начали параллельно с нами лезть на то же место, где мы и собрались.

Пока наша команда «перетекала» с одного участка на другой, собака, видимо решив, что съестные припасы уходят далеко и надолго, пыталась на своих четырёх перейти эту перемычку. Хорошо, что инстинкты её не подвели и она только делала подходы и жалобно скулила, но вниз, к счастью, так и не спустилась.

Мы же оказавшись на другой стороне, пофоткались, выложили из тел аббревиатуру нашего турклуба, и пошли обратно.

К тому времени соседняя группа всё ещё перебиралась и их инструктор посоветовал нам зайти в чатик в ватсаппе, чтобы знать на какие маршруты сегодня ходят альпгруппы. Поблагодарив и попрощавшись с ними, мы собрались и двинулись в обратный путь по тому же пути, что и пришли.

А это ворон на одном из утёсов. Выглядел большим

Обратно путь до перевала Географов занял около часа, в отличии от пути туда — немногим больше двух часов. На перевале сняли кошки и обвязку.

По пути вниз встречали большое количество групп туристов, которые в это время — половину второго, только пришли к перевалу.

Спуск занял около получаса, снова переправа и путь назад с небольшим заходом к местным достопримечательностям — водяным фонтанам, бьющих в летнее время из труб и разбрызгивающим брызги воды на пять метров вокруг — писюнам.

По ним даже можно полазать с ледовым инструментом. Зимой вода замерзает и оковывает эти фонтаны в кусок льда. Если заглянуть внутрь, то можно увидеть, как внутри лёдяного купола хлещет вода. Зрелище то ещё.

Отдохнули немного и отправились домой. А дома можно и поспать. На завтра ожидается такой же ранний подъем, так что снова ранний отход ко сну в половину двенадцатого.

8 марта

День третий.

Женский праздник. Сегодня по планам дойти до цирка Откола и пройти маршрут Икс.

Поднялись очень рано — в четыре утра. Собрались, позавтракали, в шесть вышли. Тем же маршрутом как и до перевала Географов дошли, но свернули правее и начали подходить к нависающим скалам.

Снизу они кажутся такими маленькими, что думаешь — и как мы подниматься по таким камешкам будем, там же нет места.

А на деле скала/гора большая, а те прожилки снега, что лежат на ней, это целые метры тропы, которые ты будешь преодолевать. И уклон что снизу кажется таким незначительным, сверху кажется просто отвесом. ну ладно, не отвесом. Всего лишь шестьдесят градусов уклона.

Надели всё нужное, запаслись силами и двинулись наверх. Я шёл предпоследним и видел как наша цепочка растягивается по пути, набирая высоту.

Добрались до небольшого плоского места у скалы — полки, где и остановились, чтобы впереди идущие повязали перила.

Ибо хотели на маршрут «иксы», а попали в «расщелину». Трасса немного сложнее, чем планировалось. Хотя сложность одинакова — 2Б альпинистский. Сегодня тут какой-то ажиотаж. Нам навстречу, пока мы переодевались в обвязку, встретилась одна группа альпинистов, идущая, как потом оказалось, на маршрут Откол по Восточной стене. Это такая как бы доска справа от трещины на фото — Кулуара Откола.

С виду небольшой подъём, но на деле пятёрка там поднималась часа три где-то. И казались такими маленькими издалека.

Так вот, к слову об ажиотаже. Пока мы стояли и ждали, пока провесят веревку, чтобы идти дальше, нам вслед, а точнее снизу, поднималась ещё одна группа альпинистов. Из Москвы, как оказалось. Они лезли туда же куда и мы, и одна из участниц хотела пройти этот маршрут повторно. Настолько хотела пройти, что ставила станцию чуть ли не у нас под ногами. В итоге, мы все шли параллельно с ними (хз как, я этот момент уже прошёл, поднявшись ранее), и кого-то из их группы даже вытягивали наверх.

Как потом я слышал, там в чатике, про который я писал ранее, даже негодовали, что какие-то группы вылезли на маршрут и мешают его пройти. Но это не точно. Основной трудностью тут вообще было стояние на морозе под -15 (ладно хоть ветра не было) и подъём по маршруту по почти отвесной скале.

Но мы все справились, не пришлось никого вызволять из неловкой ситуации. Но и простояли мы так до двух часов дня. После уже было попроще — спуститься вниз, сбросив полкилометра и потопать до дома ещё километров пять. И до вечера можно было немного поспать в ожидании того, ради чего мы конечно же в это место и пришли — сауны.

В сауне уже можно было отогреться от морозов на горе и посидеть в приятной компании. Правда не обошлось без накладок — мы заранее бронировали на 2 часа, с условием, что сможем продлить ещё на час, но что-то пошло не так, и продлить не удалось, потому что после нас уже забронировали другие гости и другие часы. Пришлось в спешном темпе собираться и уезжать. Это не те райские кущи, на которые мы (ну ладно, я) надеялись, но ладно хотя бы дали попариться немного. Кому-то повезло с транспортом до дома и она уехала на машине с ремонтником, что чинил дверь в сауне; кому-то повезло меньше, и они уехали на такси, ожидая его полчаса; а кто-то стоял на остановке автобусной в ожидании автобуса, который в этот праздничный день не ходил по расписанию. Так что весь эффект сауны сошёл на нет. Мы стояли сомкнув круг и грея друг другу в ожидании автобуса, который не придёт. В итоге вызвали такси и столько же его ждали.

Вообще в Кировске очень сложно с такси после десяти вечера. Такое ощущение, что таксист один на весь город и едет от пассажира к пассажиру по полчаса, мотаясь от микрорайона к микрорайону.

Доехать до дома мы конечно доехали, но впечатление от вечера было немного подпорчено. Чтобы особо его не портить дальнейшими восхождениями, на завтра было решено по лайту подняться на гору Юкспорр. И снова встать рано — в 4 утра. Так что снова ложимся пораньше в 11 вечера и успеваем поспать.

9 марта

День четвёртый. Гора Юкспорр.

Сегодня встали не так рано, всего лишь в 4:30, чтобы выйти к автобусу и доехать одну остановку. Утром температура была -31. Стоять холодно. После автобуса прошли немного пешком и вышли к начальной точке маршрута. Где переоделись в обвязку, надели кошки… в общем, всё как обычно.

Не все успели согреться, так что они подмерзали, пока остальные одевались. Дошли до точки и начали подходить к основной тропе на горе, идущей на маршрут. Подъём не сильно крутой — около 30-40 градусов.

После часового подъёма тропа разделяется на два маршрута — один для простого подъёма и спуска, так называемый «Дамский», а второй, по которому мы и решили подняться, «Суровая женщина», для подъёма. «Женщина» действительно суровая, и без верёвки, морально помогающей и дающей силы, неподготовленным участникам не подняться.

Ибо скалки под снегом, крутой уклон, камни и прочие приятные мелочи, что не дадут расслабиться и отвлечь на посторонние мысли во время подъёма. Погода стояла шикарная, ни ветра, ни облачка.

Идти было бы одно удовольствие, если бы не одно, и даже два но: первое — я чувствовал, что не выспался, и мне было утомительно подниматься, несколько раз теряя концентрацию и прижимаясь к скале; и второе — я утром надел на себя много одежды, но при подъёме забыл хотя бы расстегнутся, так что шёл буквально как в бане. Было жарко. Жарко и трудно. Так что на вершине (точнее к кресту, установленному близ вершины) я поднялся практически никакой. Уселся и подправился бутербродами с чаем, чтобы хоть как-то восполнить силы, пока ждал остальных участников.

Параллельно на вершину выходили сноубордисты и лыжники. Некоторые даже несли с собой коптер. Ну а когда вся наша команда вышла на вершину, подкрепилась и сфотографировалась на фоне Кировска, уже можно было спускаться обратно тем же маршрутом.

Во время сборов обратно, заметили необычное физическое явление — линзу из света на высоте. Выглядит как какой-то дефект на фотографии, на деле… почти тоже самое. Встречается редко.

Время идти назад. Начало обратного маршрута, было всё же крутоватым, так что спуск проходил в связке с подстраховкой до места, где два маршрута: «Дамский» и «Суровая женщина» сливаются вместе. А там уже по «Дамскому» можно спокойно дойти вниз. Рядом, кстати, занимались драй-тулингом (вид скалолазания, а точнее ледолазания, по неледяной поверхности с использованием ледолазного оборудования такого как кошки, ледовый инструмент или айс-фиф) другие спортсмены.

Виды завораживающие, когда на отвесной стене висят люди и карабкаются по ней. Спуск обратно занял конечно же меньше времени, чем подъём, но подходя к подножию я понял, что реально устал за сегодня. так что до дома я шёл на автопилоте и придя домой повалился на кровать и тупо лежал, отдыхая.

А уж сил писать текст описания дня не было точно. У остальных ещё оставались силы посетить краеведческий музей Кировска, но не у меня. Даже заснуть не удалось. В итоге, на следующий день, я на маршрут не пошёл, ибо сил не было абсолютно никаких, а все красоты и прелести маршрута десятого марта, я слышал только со слов и с видео участников нашей команды.

К вечеру на небе появился ещё один морозный эффект — световые столбы.

А день пятый будет только кратким описанием маршрута и небольшим количеством фоточек.

10 марта

День пятый. Так как в этот день у меня не было сил даже на пошевелиться, то позволю себе процитировать запись нашего руководителя, который вёл нашу бравую команду на взятие неприступной вершины.

Как и предполагалось, маршрут проходил по заснеженной полке и был прост, как мычание. Поэтому пошли его «по-наглому», то есть в связках одновременно. Нас там нагнала двойка альпинистов, которая шла попеременно и несколько ошалела от нашей наглости. Они потом сказали Виталию, что нам тут хорошо для тренировки, когда много снега, и типа мы (в смысле — туристы) так и должны ходить в высоких категориях. Когда Виталий им ответил, что мы тут выгуливаем новичков, на лицах их возникли многие мысли.После того, как «на расщелине» про мои карабины и другие железяки высказывались как о немыслимом старье, которое нужно срочно менять (с чего бы, там всего на двух карабинах из пяти написано, что они «хозяйственные»?), почувствовал себя отмщённым.

Изначально дошли до того же места, куда шли 8 марта, но вышли чутка пониже.

После восхождения по пути попалась выставка ледово-снежных скульптур.

На этом основная программа была выполнена. Я успел выспаться и даже более-менее набраться сил и к вечеру сходить в шашлычную, где мы и отметили окончание зимних забав.

А одиннадцатого числа пора отправляться в обратный путь до Санкт-Петербурга. На этом с зимними Хибинами в 2023 году всё. Рассказ написан, причёсан от огрехов в канале и опубликован.

Спасибо всем за незабываемые «очучения» этой зимой.